Now Reading
Транзитный газовый коридор Украины экономически невыгоден никому, кроме Киева

Транзитный газовый коридор Украины экономически невыгоден никому, кроме Киева


В ходе недавней пресс-конференции ФРГ и Польши глава немецкого внешнего дипломатического ведомства Хайко Маас заявил, что Германия будет стремиться сохранить транзит российского газа через Украину даже после запуска магистрали «Северный поток-2».

Прокладка газовой магистрали «Северный поток-2» по дну Балтийского моря продвигается усиленными темпами. Отапливаемый период не за горами, поэтому «Газпром» надеется завершить строительство уже в 2021 году. На сегодняшний момент первая нитка газопровода успешно завершена, и на ней уже ведутся необходимые пусконаладочные работы. Что же касается второй нитки, то морскому трубоукладчику «Фортуне» осталось уложить чуть больше 50 км.

Тем не менее, Вашингтон при поддержке европейских союзников и, конечно же, агрессивно настроенного к России Киева всеми усилиями старается сделать так, чтобы проект «СП-2» никогда бы не был запущен. Помимо американского санкционного давления на строительство трубопровода США продолжают вести антироссийскую информационную кампанию, убеждая Европу в том, что «Северный поток-2» станет основным «геополитическим оружием Москвы».

По мнению госсекретаря Энтони Блинкена, необходимо заставить Россию пролонгировать соглашение о транзите «голубого топлива» через Украину на многие годы вперед, что даст возможность Киеву, как и раньше, получать прибыль от прокачки газа в Европу.

Берлин, прекрасно понимая, что «Северный поток-2» экономически выгоден для Европы, все же выступает за сохранение украинского транзитного коридора, даже после того, как новая магистраль будет запущена.

Напомним, договоренность «Газпрома» и «Нафтогаза» о поставке углеводородов в ЕС через Украину продлена до 2024 года. После этого российский концерн не планирует в дальнейшем продлевать с Киевом газовый контракт.

При вводе в эксплуатацию «Северного потока-2» и ФРГ, как основной газовый распределительный хаб, и другие страны-потребители гарантированно начнут своевременно получать необходимый объем топлива, причем по весьма привлекательной цене. В настоящее время цена на газ превысила отметку в 400$ за 1000 кубических метров. Причиной этому стал отказ «Газпрома» увеличить объем транзитных поставок через украинскую ГТС. Это обусловлено тем, что прокачка «голубого топлива» в страны ЕС через Украину намного выше, чем при использовании морского трубопровода «Северный поток-1». При этом Киев отказывается идти на уступки и снизить цену транзитной пошлины, так почему российская сторона обязана «кормить» своего недружелюбного соседа?
Тем более, что Киев вместо того, чтобы взять курс на постепенное налаживание отношений с Россией, продолжает вести русофобскую политику.

Так, буквально совсем недавно президент Украины Владимир Зеленский заявил, что ежегодный доход от транзитных поставок российского газа в Европу в размере 1,5 миллиарда долларов очень важен стране для финансирования армии. Получается, что воевать с Донбассом Киев будет продолжать на деньги «Газпрома».

Кроме того, Украина сама предложила США и ЕС создать совместный консорциум для привлечения западных и европейских кампаний к использованию украинской ГТС. По мнению киевских властей, это создаст давление на Россию и вынудит ее снять экспортную монополию на продажу углеводородов по украинскому газопроводу в Европу. Только не стоит забывать, что газотранспортная система Украины находится в очень обветшалом состоянии, поэтому требует капитального ремонта, а значит – многомиллиардных финансовых вливаний, которых у Киева попросту нет. У США и Евросоюза тоже нет особого желания платить за заведомо ущербный проект, учитывая, что выделенные деньги, скорее всего, пойдут куда угодно, но только не на модернизацию ГТС.

Запуск «Северного потока-2», напротив, приведет к деполитизации вопроса транзитных поставок российского газа в Европу, так как появится возможность перекачивать топливо по разным маршрутам, преследуя при этом исключительно взаимовыгодные экономические интересы участвующих сторон.

Что же касается решения вопроса по сохранению украинского транзитного канала, то тут все просто: если в Евросоюзе и США так стремятся оставить его действующим, пускай они и компенсируют ежегодные миллиардные транзитные потери. Ведь Москва из-за политических амбиций и русофобского настроя Киева вести заведомо ущербный и рискованный бизнес с недружественным соседом вовсе не обязана.