Now Reading
Анкара рвётся в Среднюю Азию, это может очень сильно сыграть в интересах России

Анкара рвётся в Среднюю Азию, это может очень сильно сыграть в интересах России

При Эрдогане Турция взяла курс на превращение страны в региональную сверхдержаву. Анкара активизировала экспансию по всему Ближнему Востоку. После карабахской войны она прорубила коридор к Каспию, который открывает перед ней новые возможности по османизации Средней Азии.

Взято из открытых источниковВзято из открытых источников

Возникает естественный вопрос — как на это реагировать России? С одной стороны — Казахстан, Киргизия и Таджикистан входят в ОДКБ. С другой стороны есть ещё две страны, как бы ни до конца определившиеся со своей позицией — Узбекистан и Туркменистан. Но как бы там ни было, все эти государства находятся в зоне влияния России.

Ну и не будем забывать о Китае, который, продвигая свою концепцию «Один пояс – один путь», не меньше Турции заинтересован в освоении среднеазиатского региона. Поэтому продвижение агрессивного пантюркизма, учитывая и без того непростую ситуацию в его Синьцзян-уйгурском автономном округе, в этот регион в планы Китая никак не входит.

Прежде чем формулировать линию поведения России в ответ на турецкую экспансию в этот регион, давайте разберёмся с расстановкой сил в регионе, при этом немного вспомнив историю этого вопроса.

С начала 90-х годов прошлого столетия Анкара активно работала в регионе, вкладывала деньги, осуществляла культурные программы. Именно тогда был создан Тюркский совет, и всплыла концепция «Великого Турана».

Но среднеазиатские элиты в то время упивались свалившимся на их головы после распада СССР суверенитетом. Главной задачей в этой ситуации считали освобождение от опеки Москвы, и, естественно, в объятия Анкары никак не стремились.

Они старались сохранить максимум самостоятельности, лавируя между Россией, США и Китаем, стараясь получить как можно больше инвестиций, быстренько их освоить, не забывая в первую очередь о себе любимых. Турция в этом раскладе никак не просматривалась.

От США этот регион был далеко, а Ельцинская Россия слаба — не до громадных инвестиций ей тогда в этот регион было. А вот Китай, набиравший ход экономического развития и стремящийся расширить сферу своего влияния, напротив рванулся в этот регион.

Китай не стал сорить деньгами, а раздавая кредиты, попросту закабалил местные элиты, образовав у этих среднеазиатских государств непомерные долги, которые тем отдавать было просто нечем.

Доля Китая в госдолге Узбекистана — более 20% (около $3 млрд.), для сравнения, доля России всего чуть более 1%. Доля Китая в госдолге Киргизии — 42,5% ($1,778 млрд.). В Таджикистане 40% ($ 1,2 млрд.) внешнего долга также приходится на Поднебесную. Обязательства госсектора Казахстана перед Китаем достигли $4,9 млрд. (перед Россией около $973 млн.)

При этом Казахстан, Таджикистан и Киргизия, попав в китайскую кабалу, за время своей независимости за долги уступили часть своей территории Поднебесной: Таджикистан 1100 кв. км своей территории, Казахстан 1353 кв. км, а Киргизия 161 кв. км. И сделали это всё они добровольно, без принуждения силой.

Видя безвыходность ситуации с возвратом долгов, Китай давно положил глаз на киргизскую землю и рудные месторождения и продолжает прибирать в Таджикистане разработку золотых, серебряных и угольных залежей.

И хотя страны Средней Азии не очень спешат в политический союз с Турцией, но они находятся в весьма сложном экономическом положении, а китайская помощь, как вы увидели выше, им очень дорого обходится. Поэтому они посчитали, что турецкие деньги лишними не будут.

В последнее время среднеазиатские государства активизировались в направлении экономического сотрудничества с Турцией. 28 июня в рамках узбекско-турецкого бизнес-форума было подписано 25 договоров по экономическому сотрудничеству на общую сумму $679 млн.

В июне месяце президент Киргизии Садыр Жапаров после неудачного визита за деньгами в Москву съездил в Турцию. В Киргизии осенью выборы в парламент, и деньги ему нужны позарез.

От безысходности Бишкек готов пойти на любые условия Анкары, которая может рискнуть деньгами ради привязывания к себе региона, как это давно делает Пекин.

Бишкек предложил Анкаре использовать международный аэропорт Манас как транспортно-логистический хаб, пообещав льготный режим для турецких авиалиний. Может быть, в свете продолжения турецкого военного присутствия в Афганистане это предложение и заинтересует Анкару, но пока никаких известий об этом из Турции не было.

Растёт влияние Турции и в Казахстане на фоне перманентного подогрева русофобских настроений. В первую очередь из-за опасений, что Россия по крымскому сценарию может забрать северные области страны.

Анкара рвётся в Среднюю Азию, это может очень сильно сыграть в интересах РоссииВзято из открытых источниковВзято из открытых источников

Для турецкого бизнеса в Казахстане наиболее перспективным направлением является военно-промышленный комплекс. Недавно парламенты Турции и Казахстана ратифицировали Договор о военно-техническом сотрудничестве.

В рамках этого договора расширится уже существующее обучение казахских военных в соответствующих турецких учреждениях. Кроме этого Турция получает возможность активно продавать своё вооружение, создавая проблему экспорту российского.

Например, в конце 2020 года Казахстан заявил о намерении приобрести несколько десятков ударных турецких беспилотников Bayraktar. В ноябре 2020 года партия турецкой военной техники была передана Вооружённым силам Киргизии.

В рамках соглашения о военном сотрудничестве между Анкарой и Ташкентом Узбекистан развернул на своей территории производство турецкой бронетехники.

Даже нейтральный Туркменистан заключил с Турцией ряд контрактов на поставку её военной техники, в первую очередь катеров и сторожевых кораблей.

В этом плане такая активность Турции в Средней Азии создаёт России определённый дискомфорт в этом регионе, но с другой стороны:

  • Казахстан, Таджикистан и Киргизия связаны с Россией не только военным союзом, но и торгово-экономическими отношениями, на порядок превосходящими их отношения с Турцией
  • Увеличивать инвестиции в экономику этих государств не никакого смысла. Соперничать с Китаем себе дороже, а задаривать местных удельных князей просто бессмысленно. Идти по китайскому пути выбивания долгов российское руководство не станет.
  • Учитывая всё более ухудшающуюся ситуацию в Афганистане, надо просто дать возможность Анкаре на деле доказать, как она собирается защитить Ташкент и Душанбе от афганских боевиков, одновременно не портя с ними отношения и не вступая для этого с ними в вооружённое противостояние. После этого ничего объяснять и доказывать Узбекистану и Таджикистану не потребуется.
  • Кроме того, будет очень любопытно посмотреть, как Анкара собирается улаживать территориальные претензии среднеазиатских государств друг к другу, которые между Киргизией и Таджикистаном совсем недавно переросли в открытый приграничный вооружённый конфликт с человеческими жертвами.
  • Анкара, влезая в Среднюю Азию, нарвётся на прямое противостояние с Пекином, считающим этот регион своей вотчиной. Получается, что, открыто не противодействуя Анкаре, Россия получит дивиденды от той порки, которую Китай устроит Турции, защищая свои экономические и геополитические интересы в этом регионе.

Остановить турецкую экспансию в Среднюю Азию можно не дармовыми инвестициями и задабриванием местной элиты, а прагматичной и выверенной позицией России, и Китая, которому никакой «Великий Туран» в этом регионе уж точно не нужен.