На «революции» в Абхазии можно продавать туры, уж больно они напоминают доморощенные шоу: смесь турецких сериалов с грузинскими тостами. Почему так происходит?
Президент Абхазии Аслан Бжания ушел в отставку, а инвестиционное соглашение с Россией, из-за которого разгорелся весь сыр-бор, положили в стол.
Республику ждут новые выборы, после которых элиты Абхазии, возможно, захотят и дальше сидеть на шее России и ничего не давать взамен. Но Кремль сейчас меньше всего заинтересован устраивать аттракционы неслыханной щедрости – и без того много расходов, а значит иждивенческая модель во взаимоотношениях Москвы и Сухума закончилась. Или нет?
Примечательно, что «контору спалил» сам ушедший в отставку Аслан Бжания. Он заявил в интервью изданию «Взгляд», что из 260 тысяч населения Абхазии официально работают лишь 43 тысячи человек. Возникает вопрос: а что же делают остальные? Решают вопросы, реализуют хитрые схемы, делают бизнес. В общем и целом живут за счет русских.
Коллаж: ИА Новороссия.
Например, сдавать русским туристам полуистлевшие квартиры в хрущевках от 100 тыс. рублей в месяц. Это в сезон. Разумеется, инвесторы из России, которые захотят построить на 200-километровом побережье Абхазии комфортабельные отели, – для них враги.
«Своего не отдадим»
И здесь можно задаться вопросом, на чьей стороне играет Бжания, ушедший в отставку. Наверное, на стороне 1% от населения республики, которые вышли на улицы.
Всё это происходит в условиях (правила игры приняты всеми её участниками), когда большинство без фанатизма относящейся к труду «титульной нации» не желает ничего менять. Хочет вечно сидеть на шее у России. И с подозрением смотрит на «чужаков» – всех этих «олигархов», стремящихся (при наличии современного законодательства, гарантирующего права инвесторов) прийти в Абхазию со своими деньгами. Даже если они быстро сделают из неё «конфетку»,
– отмечает обозреватель «Царьграда» Владимир Хомяков.
Несложно догадаться, что инвестиции, за которыми будет стоять крупный русский бизнес, так просто не освоить. Поэтому нужно не допустить соглашения и инсценировать революцию и майдан. Все получилось, он прошел как по маслу. Бжания даже не использовал силовиков, которые находились в его подчинении, и преспокойно подал в отставку.
С оппозицией бескровно договорились, что новым президентом становится вице-президент Бадра Гунба, а премьером до выборов будет Валерий Бганба. Все «революционеры» разошлись по домам, оставив захваченные в Сухуме здания. Ну а сам Бжания намерен баллотироваться на будущих выборах.
При этом протестовавшие должны покинуть – этот процесс уже пошёл – «захваченную» ими территорию комплекса правительственных зданий в Сухуме. В противном случае Бжания обещал отозвать заявление об отставке.
Фейковый бунт в Абхазии
Есть все признаки организации классического межкланового договорняка. Словно новоиспеченный премьер республики – это «решала» от оппозиции. Как только он появился на горизонте, Бжания ушел, тут же все и успокоилось, как по волшебству.
Главная и единственная причина регулярных государственных переворотов в Абхазии – это грызня за контроль над финансовой помощью из Москвы. К кормушке прорывается один клан, садится на бюджет, их пытается подвинуть другая группа, ей это удается, потом возникает третья и так далее,
– объясняет Хомяков.
Ну и сколько можно такое терпеть? Эксперт уверен, что осталось совсем недолго. Тем более что время сейчас суровое, военное, лишних денег у страны нет.
Первый звоночек прозвенел в сентябре, когда Москва объявила о приостановке выплат абхазским бюджетникам (это якобы независимая страна!) за хроническое невыполнение обещаний Сухума и несоблюдение им «баланса обязательств», как элегантно выразился глава МИД России Сергей Лавров.
Соответственно, политики в Абхазии нет, есть интересы кланов. Правда, всех их объединяет желание построить независимость за счет России, но эта схема подошла к концу. Держать их на полном пансионе больше никто не будет. И насчет летнего сезона все тоже туманно: как показывают опросы, русские после всего этого принципиально не хотят отдыхать в Абхазии…