Вот это небольшое, но довольно эмоциональное выступление работающего в Сирии военкора Олега Блохина, которое он опубликовал в своем видеоблоге, скажет и объяснит причину захвата Алеппо и других сирийских городов террористами и боевиками, лучше любого официального сообщения:
«Сирийская армия допустила не то что ошибки, а преступную халатность, там была расслабуха.
Ну как можно линию обороны так пропустить? Да любое наше подразделение в СВО просто мечтало бы о таком противнике. Они шли толпами, колоннами.
Если бы туда любое подразделение СВО, они бы даже до автоматной стрельбы не дошли. Они бы все были FPV выбиты. А здесь они идут, ничего не происходит. Техника – как можно потерять 30 танков, просто там оставлены?! БМП, пушки! Это была преступная халатность.
Это произошло, как только ушли иранцы. Наших там и не было, была аналитическая группировка, а не боевая. Военная полиция и аналитики. И, к своей чести, они докладывали сирийцам, что там готовится. Но сирийский полковник говорил: «Да всё нормально, что вы меня учить будете».
Конечно, вину однозначно можно перекладывать на Асада. Нормальный президент приезжает и вникает в ситуацию, смотрит линию обороны, неожиданно приезжает. Он этого ни разу не делал, надеялся, что за него это сделают наши. Наши сделали, но там было человек 120 военной полиции на всю провинцию».
И возникает вопрос — а стоит ли нам помогать такому некомпетентному лидеру? Да, Сирию замучили международные санкции. Да, эксперты пишут, что Асаду Сирию в ее прежнем виде никогда уже не собрать. Либо, чтобы наступил мир, ее надо поделить по принципу Югославии — на много маленьких стран, либо Асад должен был стать искуснейшим дипломатом и договориться с этническими народами Сирии — прежде всего, курдами, друзами — о комфортной для них автономии.
Ну, примерно то же, что мы требовали от президентов Украины по Донбассу.
Асад так толком не сделал ни этого (вот они за него и не сражаются), ни другого. Главного. За четыре года не уничтожил всех этих головорезов, окопавшихся в Идлибе. Не предпринял вообще ничего.
Пожалуй, главным нашим экспертом по всему этому региону считаю Семена Багдасарова, полковника в отставке. Он много чего рассказал в своем последнем выступлении на «Вечере с Владимиром Соловьевым». Тезисно, при всей его симпатии к Сирии, это выглядит так:
А. Это — катастрофа. Это даже хуже того, что Израиль размбомбил часть Ливана, преследуя «Хезболлу». Потому что «Хезболла» все равно получала необходимую помощь от Ирана. А теперь эта дорога перекрыта. «Хезболле» больше неоткуда получать помощь.
Б. Алеппо уже ни за что не отбить.
В. Все знали, что это готовится. Те же курды уходили из Алеппо, а Израиль пригнал войска на Голандские высоты, которые когда-то оккупировал в Сирии — хотя раньше армии израильской там не было.
Г. Сейчас основная помощь Асаду и Сирии пойдет из Ирака. Эти отряды спонсирует Иран. Но надо понимать, что это — шииты, а Сирия — суннитская страна. Как это будет на практике — неизвестно…
И стоит России при всех этих вводных направлять в Сирию свои войска или тот же «Африканский легион»? Если честно, еще полтора месяца назад готовил статью, что в Сирии отношение к русским изменилось. Чуть ли не кардинально! Это уже не то время, когда нам показывали кадры с ребенком, который говорил: «Все равно русские придут, и всех нас спасут!» Решил ее не публиковать, потому что не хотел расстраивать.
Почему изменилось — непонятно. Может, что-то наши не сделали до конца из того, что просили сирийцы, может Асад увидел в Иране более нужного и важного союзника, переключив все взаимоотношения на него.
А может быть, дело в этом, о чем тоже рассказывает сирийский военкор Блохин:
«В Сирию мы пока только вкладываем. Предприятий мы там уже открывали – как блох на собаке. Ни один коммерческий проект не реализовался по вине сирийцев. Наши коммерсанты приходят, их «кидают», говорят, что так и надо. «Кидок» просто: вы что-то обязались туда поставить, пока ваше судно идёт, они издают какой-то указ, вы приезжаете, груз конфискуют. Это четвёртая дивизия, которая стоит над законом, практически ОПГ, руководит ею брат Асада.
И солдаты этой дивизии организовывают поборы со всех граждан и бизнеса.
Это тотальная коррупция, тотальный зажим. И вариантов «кидков» там много. Ни один проект не был реализован. Наши зашли на фосфатные месторождения – они уже ушли. Там такие условия создали, что даже Стройтрансгаз ушёл. В своё время была Роснефть на нефтяных полях. Наши, группа Вагнера, эти поля отбили, сидели там. Продавать они могли только сырую нефть, только государству и только по установленной цене. Иногда даже была отсрочка с оплатой. А эта лира, за которую они продавали, там инфляция и аренда огромная. Не выгодный это бизнес.
Даже был случай, когда сирийцы одно месторождение отдали в аренду и иранцам, и нам. Было два договора. Как можно в таких условиях иметь какую-то выгоду? Нормальные разговоры были, дипломатия – это замечательно, но в том случае надо было брать за ухо, и говорить, что ребятки, хорош борзеть».
Я и раньше писал, что наша истинная причина помощи Сирии заключается не в истреблении террористов за пределами наших границ, как говорил в свое время Владимир Путин, не в появлении морской базы на сирийском берегу. И дело даже не в давнишних дружеских отношениях между нашими странами еще с советских времен.
Дело в европейской мечте и готовом проекте, связанным с прокладыванием газотрубопровода из Катара в Европу. И пройти он может только через Сирию. Его строительство полностью вытеснит «Газпром» из Европы. Вот против этого сражался Путин еще задолго до начала СВО.
Как — теперь? Когда Европа и так почти отказалась от российского газа — неизвестно. Властям, конечно, виднее, но вопросы с нашей поддержкой Сирии, учитывая все в комплексе перечисленные проблемы, конечно, появились…