Now Reading
Мишустин по-тихому готовит революцию

Мишустин по-тихому готовит революцию

У России было три великих экономиста.

Витте, который со дна и в короткий срок поднял экономику страну, оставленную Освободителем Александром II. Царь излишне либеральничал и все стремился вступить в прообраз ВТО.

Потом — Столыпин, который еще до убийства, смог реализовать значительную часть аграрных реформ.

И Сталин, который в течении нескольких лет восстановил разрушенную донельзя страну, и это тогда назвали «экономическим чудом».

Вопрос. Станет ли Премьер Мишустин — четвертым? Ведь мы сейчас вновь оказались на грани — и, если сделаем рывок в правильном направлении, — для всего мира это и будет чудо. «Мы Россию душили-душили, а она…»

А вопрос и разговор об этом возник сейчас вовсе не на пустом месте.

Правительство Мишустина как-то по-тихому разработало ту самую программу по развитию промышленности в России, которая обещает стать прорывной. И как-то по-тихому ее утвердили. При этом на ее реализацию выделилась гигантская сумма – 10 триллионов рублей (150 миллиардов долларов – как два годовых военных бюджета РФ).

А суть программы в том, что…

Нет, для начала — о том, что происходит сейчас. А сейчас все то и дело спрашивают друг друга — как дальше-то жить будем? За счет чего Россия будет пополнять свой бюджет — когда Европа отказалась от нашего газа, а на нефть ввели ценовой «потолок»? Нам ведь деньги теперь нужны еще и на СВО, которая завтра вряд ли закончится.

За счет возросших цены на нефть и газ? Сейчас этот аргумент уже устарел.

Что касается нефти, то наши поставки, естественно, снизились, а дисконт, который просит Китай и Индия, никак не делает цену для нас выше той, что была в 2021 году.

Теперь — газ. Американцы пообещали Европе СПГ по той же цене, что мы поставляли раньше по трубопроводам — по $ 350 за тысячу кубометров. Даже если цена и будет выше, то, скорее всего, несильно.

У нас увеличились поставки в Китай? Но давайте просто соотнесем две цифры. В Европу мы поставляли ежегодно от 150 до 200 миллиардов кубометров. А труба в Китай «Сила Сибири» — это 38 миллиардов кубометров. Наращивание СПГ для нас тоже ограничено — из-за санкций, наложенных в отношении танкеров.

А вот теперь уже — о сути программы Мишустина… Получается, раз мы больше не сможем экспортировать такой объем наших ресурсов, значит их надо как-то удорожить. А как — удорожить? Только одним способом — переработать их и поставить уже не как сырье, а как продукт. С добавленной стоимостью. Мука — вместо зерна, а еще лучше — макароны . Дизельное топливо и пластмасса — вместо нефти. Фанера и стройматериалы — вместо леса, и т.д.

А теперь смотрим , что это дает стране.

Дополнительные рабочие места. Ведь одно дело – просто собрать и продать зерно, а другое – построить кучу мельниц, макаронных фабрик и пекарен, где будут работать наши люди.

Дополнительную прибыль. Сейчас мы продаем зерно кому-то за 1000 условных рублей. Этот кто-то перемалывает зерно в муку и продает уже за 2000 рублей. При этом он получает как рабочие места, которые могли бы быть у нас, так и дополнительные 1000 руб. А если он изготовит из муки еще и макароны – то их можно продать уже за 3000 рублей, что еще добавит рабочих мест и еще сильнее увеличит прибыль.

Короче говоря, чем более глубокой переработки подвергается сырье, чем более сложные товары из него создаются, тем лучше для экономики, которая получает рабочие места и дополнительную прибыль.

Можно даже сказать, что продажа сырья вместо товаров, как сейчас, – это один из видов оттока капитала из России в другие страны.

Теперь — почему мы это не делали раньше?

Во-первых, все все всегда делают тогда, когда «жизнь заставляет».

Во-вторых… Помните, как два года назад Владимир Путин запретил вывозить лес-кругляк и все бросились обсуждать, а чего он раньше этого не сделал. А не делал лишь из-за того, что наши производственные мощности были еще не готовы к полному масштабу переработки. А вот тогда — оказались как раз готовы.

Ну, и в-третьих, давайте признаемся, что это — процесс непростой. Решить эту проблему одними только законами и работой следственного комитета не получится. Нужно долго и упорно работать «руками» и «не земле». Мы ведь не в компьютерной игре, где новый завод строится по щелчку мыши, достаточно лишь накопить нужное количество золота.

Чтобы построить завод, нужны: Квалифицированные кадры, которые нужно как-то подготовить, то есть потратить время, найти для них «учителей», создать соответствующие учебные заведения…; Оборудование, которое нужно либо разработать (а это – другие квалифицированные кадры, которые тоже нужно обучать или искать за рубежом), либо купить (что хуже и в условиях санкций все сложнее); Рынки сбыта. Самое главное. То, за что все бьются. Мало изготовить автомобиль, нужно чтобы этот автомобиль захотели покупать в мире, а для этого нужно предложить что-то лучшее, чем японцы, немцы и китайцы, корейцы. То есть нужно как-то отбить у них долю рынка.

Утрированно можно привести такой пример. Если, допустим, какая-то африканская страна захочет создать суперсовременную медицинскую клинику, то ей мало будет построить здание и закупить лучшее оборудование. Нужно будет потратить еще минимум лет десять для подготовки врачей за границей — быстрее хорошим врачом стать не получится.

Если же эта страна захочет создать собственное медицинское образование, то мало будет построить здание университета. Нужно будте потратить 30 лет на то, чтобы вырастить сначала поколение врачей, которые наберутся такого опыта, что смогут стать преподавателями, а потом уже эти преподаватели смогут пойти в университет и создавать других врачей (еще +10 лет).

Хорошо, что касательно нефти, зерна или леса таких нужных нам специалистов мы как-то сами, да найдем, в крайнем случае, достаточно быстро воспитаем. И потому  работа по увеличением таких нужных нам производственных мощностей для всего того сырья, что экспортируем, должна быть недолгой.

По мнению многих экономистов — того же Хазина, например, — если подобные инвестиции в реальный сектор экономики действительно будут произведены, это может обеспечить России рост экономики по 10-15% в год — как в лучшие сталинские времена или лучшие времена Китая в  XXI веке.

И это при том, что весь остальной мир, вполне возможно, может падать.

Да, я понимаю, что все это звучит как-то слишком красочно и первомайски, но если бы вам 15 лет назад сказали, что всех иностранных собственников выгонят из наших нефтедобывающих компаний, что Россия будет самым крупным продавцом зерна, что в небо полетит МС-21 на полностью российских двигателях, что из страны выкинут всю эту «элиту», которая Россию в глубине души презирает –  вы бы поверили?

У меня остается только один вопрос и, наверное, самый главный. Очень надеюсь, что Мишустин и все Правительство его уже учли и знают, что с этим делать.

Вот турки, например, почему они покупают наше зерно? Потому что они — мировые лидеры по выработке муки, которую поставляют во все уголки мира, и, прежде всего, в Европу. У них — самая качественная мука! Но зачем им тогда будет наша мука, а не зерно?

Или еще один пример — кому-то нужна наша нефть, чтобы производить дизельное топливо. Но зачем им тогда наше топливо?

В условиях, когда маршрут нашего экспорта строго ограничен и он точно не рапространяется на главную территорию потребления — на Европу, нам в этом вопросе нужно быть очень осторожными.

Надеюсь, что Мишустин и все наши Министерства уже тщательно проработали этот вопрос и знают, какое соотношение сырья и готового продукта будет востребовано на рынке. Теми странами, которые окажутся готовыми сотрудничать с  Россией. И вот тогда нас действительно ждет прорыв!..

Бочкарев Александр