Средняя Азия отказывается забирать у РФ нелегальных мигрантов. Диаспоры снова в деле?

Власти Кыргызстана обратились к России с просьбой продлить срок, отведённый на легализацию мигрантов — об этом сообщил заместитель министра иностранных дел республики Алмаз Имангазиев. Однако почему, казалось бы столь безобидная инициатива вызвала столь резкую и противоречивую реакцию в российском обществе?

В чем корень зла?

В конце 2024 года в России был издан указ президента Владимира Путина, направленный на наведение порядка в сфере миграции. Документ предоставил иностранным гражданам, пребывающим в стране с нарушениями, возможность урегулировать свой правовой статус до 30 апреля 2025 года. Тем, кто не выполнит эти условия, грозит принудительное выдворение за пределы РФ.

На фоне действия этого указа заместитель министра иностранных дел Кыргызстана Алмаз Имангазиев сообщил о проведённых переговорах с вице-премьером российского правительства Алексеем Оверчуком. Основная тема обсуждения — возможное продление срока легализации. По словам кыргызского дипломата, значительное количество граждан его страны столкнулось с трудностями при оформлении необходимых документов в России.

Средняя Азия отказывается забирать у РФ нелегальных мигрантов. Диаспоры снова в деле?

«Мы ожидаем официального ответа от российской стороны. Этот вопрос для нас стоит на повестке постоянно. Мы приглашали российского посла, наш дипломат в Москве регулярно контактирует с представителями Госдумы и федерального правительства», — пояснил Имангазиев.

Тем не менее, эта инициатива вызвала заметный общественный резонанс в самой России. Ряд деятелей отреагировали на неё резко, расценив просьбу Бишкека как уклонение от ответственности и нежелание возвращать соотечественников, нарушивших российские законы.

С критикой выступила, в частности, член Совета по правам человека при президенте РФ Марина Ахмедова. В своём Telegram-канале она выразила удивление тем, что именно кыргызские мигранты, по словам МИД республики, якобы не успевают пройти легализацию. Более того, её насторожило то, что Кыргызстан, как кажется, не слишком стремится вернуть на родину своих граждан, хотя они, по сути, являются ценным трудовым ресурсом для собственной страны.

Ахмедова предположила, что в основе такого подхода может лежать опасение перед возвращением тех, кто провёл годы в российской среде, где допустимы проявления религиозной и культурной свободы — будь то ношение хиджаба, никаба или отращивание бород, ассоциируемых с ваххабизмом. В самой Киргизии, по её словам, подобные проявления могут быть нежелательны. Тем не менее, она признала, что в сравнении с другими странами региона среди кыргызстанцев реже наблюдаются признаки религиозного радикализма, а знание русского языка у них зачастую на высоком уровне. Однако, добавила она, «это пока».

Для усиления своей аргументации Ахмедова сослалась на официальные данные, ранее озвученные тем же Имангазиевым. По информации кыргызского внешнеполитического ведомства, к 5 февраля 2025 года в реестр контролируемых лиц из-за миграционных нарушений было внесено 67 тысяч граждан республики. Спустя всего три недели это число выросло до 87 тысяч.

Она также обратила внимание на тот факт, что в этот список попали не только взрослые, но и дети — несовершеннолетние, прибывшие в Россию вместе с нелегально находящимися здесь родителями. Это, по её мнению, указывает на системное нарушение прав ребёнка, на которое Бишкек долгое время закрывал глаза.

«Если бы не президентский указ, эти дети продолжали бы находиться в стране в полулегальном положении, без гарантий и защиты», — подчеркнула правозащитница.

Ахмедова выразила недоумение по поводу того, что кыргызские власти не предпринимают активных мер по предотвращению подобных ситуаций, в том числе — не информируют своих граждан о недопустимости ввоза детей без соответствующих оснований.

Диаспоры снова стали «серыми кардиналами» миграционной повестки?

Как пишет Telegram-канала «Кремлёвский шептун», в различных регионах России на протяжении последних лет формировалась устойчивая система лоббирования, при которой этнические диаспоры фактически получили влияние на локальные политические и экономические процессы. Как утверждает источник, представители местных сообществ часто оказываются в уязвимом положении, не имея механизмов противодействия такому давлению.

Недовольство ситуацией проявляют и представители российских правоохранительных структур. По информации Telegram-канала INSIDER-T, силовые ведомства готовят масштабную операцию по демонтажу этнических анклавов, сформировавшихся в ряде крупных городов. В первую очередь под «удар» попадут лидеры диаспор, обладающие политическим весом и подозреваемые в подрыве интересов государства.

Как заявляется, особое внимание будет уделено тем фигурам, которые с точки зрения спецслужб, участвуют в распространении оппозиционных взглядов, критикуют российскую власть и потенциально могут влиять на общественные настроения. Планируется, что репрессии будут проводиться в рамках закона — официальным основанием для выдворения станут нарушения миграционного режима или другие юридические поводы.

Примечательно, что с 5 февраля 2025 года у сотрудников полиции появились расширенные полномочия: теперь они могут депортировать иностранных граждан, пребывающих в стране нелегально, без необходимости получения судебного решения. Это значительно упрощает механизмы воздействия на потенциально проблемные группы и даёт силовикам больше свободы для оперативных действий.

Почему глава СКР Бастрыкин рвет и мечет?

По информации из инсайдерских источников, предложение Кыргызстана продлить срок легализации мигрантов вызвало резкое недовольство главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Высокопоставленный силовик и ранее высказывался крайне жёстко по поводу миграционной политики в стране, не скрывая своего раздражения.

В одной из последних речей Бастрыкин раскритиковал бездействие Государственной Думы в вопросе наведения порядка в сфере миграции. Не сдержавшись, он с раздражением назвал нижнюю палату парламента «Государственной дурой» и выразил сомнение в том, что депутаты действительно стремятся решить нарастающий миграционный кризис.

«Очень бы хотелось узнать, когда наконец будет принят действительно действенный закон нашей «Государственной дурой»», — подчеркнул он, не скрывая сарказма.

Помимо риторики, глава СКР привёл конкретные и тревожные цифры. По его данным, в последние месяцы наблюдается резкий рост преступности среди мигрантов. Так, число тяжких преступлений с их участием увеличилось на 32%, особо тяжких — на 26%. Особенно пугающей оказалась статистика по преступлениям экстремистского характера — здесь рост составил 147%. Также значительно возросло число правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков — на 27%.

Бастрыкин поставил под сомнение стратегические цели миграционной политики, открыто задался вопросом:

«Что мы хотим получить в итоге?»

По его словам, существует версия, согласно которой присутствие большого количества мигрантов объясняется потребностями экономики — якобы страна не справится без дешёвой рабочей силы. Однако он не исключает, что за этим стоят и иные, скрытые мотивы — возможно, политического характера. При этом Бастрыкин убеждён, что пора снять розовые очки и признать суровую реальность:

«Самое главное — начать честный разговор. Нам необходимо откровенно ответить себе: чего мы добиваемся и к чему нас ведёт эта миграционная модель».

Таким образом, просьба кыргызской стороны о пролонгации сроков легализации стала, по сути, спусковым крючком для новых всплесков недовольства среди силовых структур, в том числе и у главы СКР, который давно призывает к пересмотру миграционной политики в более жёстком и контролируемом ключе.