Now Reading
Советы Ирана помогают Венесуэле обойти санкции.Фантомные покупатели нефти в России

Советы Ирана помогают Венесуэле обойти санкции.Фантомные покупатели нефти в России

21 августа танкер Otoman пришвартовался к нефтяному терминалу Хосе на побережье Венесуэлы в Карибском море, чтобы загрузить 1,82 миллиона баррелей тяжелой нефти, согласно внутренним документам государственной нефтяной компании.

Однако ни один танкер с таким названием не зарегистрирован в основных мировых базах данных по судоходству.

Еще больше усугубляя ситуацию, согласно базам данных, уникальный идентификатор Otoman, указанный в документах — номер, используемый Международной морской организацией для идентификации судов — был присвоен другому танкеру под названием Rubyni.

«Rubyni» сломался два года назад. Спутниковые снимки, предоставленные TankerTrackers.com, независимой службой отслеживания судов, показывают, что судно было утилизировано на побережье Бангладеш в 2018 году.

Неправильная идентификация Otoman не является единичной ошибкой, согласно документам компании, с которыми ознакомился Reuters, базам данных по доставке и корпоративным реестрам, а также интервью с государственными чиновниками Ирана и четырьмя людьми, близкими к государственному производителю нефти Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) .

По словам источников, близких к PDVSA, с тех пор, как Соединенные Штаты ввели санкции против Венесуэлы в 2019 году, государственная фирма и некоторые судоходные агентства игнорировали протоколы проверки личности танкеров. Это часть дымовой завесы, которую, по словам одного иранского чиновника, Тегеран помог развить, чтобы экспорт нефти Венесуэлы мог продолжаться.

Корабль с ложным названием является частью игры в кошки-мышки, которую Каракас играет с Вашингтоном по всему миру.

Предыдущее расследование Reuters показало, что большая часть грузов, отправленных из Венесуэлы с 2019 года, отправилась в Китай. Otoman и другие дела показывают, что множество клиентов в России — одном из ближайших союзников Венесуэлы — фрахтуют неправильно идентифицированные суда для экспорта венесуэльской нефти в Азию.

PDVSA и министерство нефти Венесуэлы не ответили на запросы о комментариях к этой статье.

На вопрос, известно ли Кремлю о каких-либо российских компаниях, занимающихся торговлей венесуэльской нефтью, представитель не ответил, хотя подверг критике санкции США.

«Мы считаем санкции против Венесуэлы незаконными с точки зрения международного права», — сказал он. «Венесуэла — важный партнер России в Латинской Америке».

Официальный представитель министерства нефти Ирана, участвовавший в переговорах с Каракасом, сказал, что Иран, который поставил в Венесуэлу бензин, конденсат, продукты питания и нефтеперерабатывающее оборудование, продолжит их.

«Санкции США не могут помешать нам вести дела друг с другом. Скоро будут новые поставки », — сказал он, имея в виду те поставки. Венесуэла потеряла большую часть своих возможностей по переработке собственной нефти.

Казначейство США, которое проводит политику санкций, не ответило на запрос о комментарии. Представитель Госдепартамента заявил, что правительству США известно, что Венесуэла все чаще обращается к Ирану за помощью в своем нефтяном секторе. «Эти режимы ведут друг друга в тупик, который не принесет пользы их гражданам», — сказал он.

НОВЫЕ КЛИЕНТЫ

Otoman входит в состав флота, состоящего из более чем 30 танкеров, нанятых группой ранее неизвестных компаний, которые в этом году выступили в качестве основных покупателей венесуэльской нефти.

Из 21 нового клиента PDVSA, указанного во внутренних документах государственной нефтяной компании, ни один не имел опыта торговли нефтью. Большинство из них, похоже, базируется в России, но у многих не было записано полного адреса. Обладателей адресов у них не было.

В общей сложности, согласно отчетам PDVSA, с апреля по октябрь они получили более 25 миллионов баррелей венесуэльской нефти и топлива. Это почти четверть всего экспорта нефти Венесуэлы, и по рыночным ценам на этот период он составил бы около 544 миллионов долларов.

В августе Соединенные Штаты предприняли шаги по ужесточению санкций в отношении торговли венесуэльской нефтью, в результате чего к октябрю новички остались практически единственными клиентами, включенными в график экспорта PDVSA. Это сделало их спасательным кругом для правительства президента Николаса Мадуро.

До первой волны санкций США в 2019 году PDVSA следовала строгим правилам регистрации клиентов в соответствии с копией процедур компании, рассмотренной Reuters.

Клиенты должны были продемонстрировать как минимум двухлетний опыт работы в отрасли, а также кредитоспособность. Привилегированные покупатели должны были управлять нефтеперерабатывающими заводами, поэтому посредники не могли участвовать.

PDVSA приостановила действие этих правил в прошлом году, согласно трем источникам, близким к компании.

Внутренние документы PDVSA, просмотренные Reuters, показали, что почти все следы клиентов стираются из документации компании после того, как они получили несколько грузов.

«С 2019 года мы игнорируем правила использования реестра, такие как запрос подтверждающих документов у компаний, и теперь мы добавляем фантомных клиентов», — сказал один из источников.

«В РАЗРАБОТКЕ»

Согласно отчетам PDVSA, Otoman был зафрахтован российской компанией Wanneng Munay; адрес, указанный в базах данных PDVSA, принадлежит Генеральному консульству Испании в Москве, которое сообщило в электронном письме, что никогда не слышало о Wanneng Munay

Wanneng Munay не ответил на запрос о комментарии, отправленный по электронной почте; на его зарегистрированной в России веб-странице говорится, что сайт «находится в стадии разработки».

Этот сайт, как и сайт 14 других новых покупателей венесуэльской нефти, был зарегистрирован в июне компанией OGX Trading в Москве, согласно файлам российского веб-реестра. Согласно отчетам, OGX была основана в марте и управляется российским предпринимателем Сергеем Басовым.

Басов сказал в телефонном разговоре, что OGX Trading планировала войти в продовольственный бизнес, но не смогла начать во время пандемии.

Он указан как основатель и генеральный директор как минимум шести компаний по одному адресу в Москве. Reuters обнаружил, что у него есть общие деловые интересы с гражданкой Венесуэлы Betsy Desirée Mata Pereda, с которой не удалось связаться напрямую, и она не ответила на запросы по поводу этой истории, отправленные в ее компанию.

Mata Pereda владеет компанией, которая управляет как минимум двумя фирмами Басова, как показывают корпоративные отчеты.

Она также была акционером турецкой фирмы Mulberry Proje Yatirim SA, которая является частью программы субсидирования продуктовых ящиков, запущенной Мадуро в 2016 году. В 2019 году эта компания попала под санкции властей США. Они сказали, что это часть сложной сети подставных компаний, которые получали прибыль от продовольственной программы и отмывали сотни миллионов долларов коррупционных доходов по всему миру.

Согласно российским корпоративным данным, Басов владеет 1% акций OGX, а остальные 99% принадлежат дубайской компании Marlybone Trading DWC-LLC. Репортер Reuters посетил офис Marlybone в южной свободной зоне Дубая: на двери не было вывески, и комната внутри была пуста.

ИРАНСКАЯ КНИГА

В 2018 году, до вступления в силу санкций США, Венесуэла экспортировала около 1,5 миллиона баррелей в день нефти, в основном в Соединенные Штаты. Санкции довели экспорт нефти Венесуэлы до самого низкого уровня почти за 80 лет — около 400 000 баррелей в сутки с июня по август.

Новые клиенты предотвратили обвал поставок нефти. В сентябре экспорт PDVSA подскочил до более чем 700 000 баррелей в сутки, что стало самым высоким показателем с апреля.

До марта PDVSA в основном торговала с подразделениями российского гиганта Роснефть, как показывают его графики экспорта. Это прекратилось в этом году, когда Вашингтон внес в черный список судовладельцев, ведущих бизнес с Венесуэлой, и наложил санкции на ключевых клиентов PDVSA, включая подразделения Роснефти.

Представитель «Роснефти» заявил, что компания полностью прекратила торговлю венесуэльской нефтью после введения этих санкций.

После выхода «Роснефти» правительство Мадуро углубило сотрудничество с Ираном. В октябре PDVSA впервые продала нефть национальной нефтяной компании Ирана.

Помимо торговли с Ираном, Каракас заимствует его тактику. К ним относятся изменение названий судов и стран, в которых они зарегистрированы, отключение устройств отслеживания местоположения в пути, передача грузов с корабля на корабль в море, передача права собственности на судно и использование подставных компаний для покупки и эксплуатации танкеров.

На вопрос, помог ли Иран Венесуэле методами поддержания экспорта нефти, второй иранский нефтяной чиновник сказал: «Мы проводим встречи и обсуждаем ряд вопросов, включая торговлю и способы обхода санкций США».

Он сказал, что смена флагов и пунктов назначения судов, а также переходы с корабля на корабль были обычным делом.

Помимо компаний, связанных с Басовым, в ее отчетах значились три новых клиента PDVSA, базирующихся в Гонконге. Где можно было найти адреса — например, по адресам, указанным для гонконгских компаний, — компании там не были известны.

Reuters не смог определить конечных получателей нефти, проданной этим покупателям. Согласно расписанию PDVSA и данным отслеживания судов Refinitiv Eikon, двадцать танкеров, которые они использовали, указали Сингапур в качестве пункта назначения, но вместо этого отправились в воды Малайзии и Индонезии для перевалки своих грузов в море.

«ПОЛОВИНКА В ТУРЦИИ»

Большинство танкеров, зафрахтованных новыми клиентами, включая Otoman, отправлялись в Венесуэлу и из нее с отключенными транспондерами — специалисты по судоходству называют эту технику «темным путешествием». Транспондер передает на спутник уникальные данные о корабле, его происхождение, пункт назначения и груз.

Путешествие «в темноте» означает, что корабли можно переименовывать, пока их сигнал отключен, а новая информация становится доступной только после включения. Это часто происходит через несколько недель или даже месяцев после того, как суда покидают воды Венесуэлы.

Согласно руководящим принципам ИМО, отключение транспондера рекомендуется только в исключительных обстоятельствах — например, вблизи зоны пиратства — поскольку это увеличивает риск столкновения.

Но штрафы за нарушение правил доставки могут быть слабыми и применяются нечасто.

«Если суда… находятся под флагом небольших стран, зарегистрированных в регистре, контроль, как правило, плохой, поэтому инциденты не расследуются, если кто-то не приходит с делом, показывающим доказательства», — сказала аналитик Мишель Бокманн из морской разведывательной компании Lloyd’s List.

Танкеры, заходящие в порты Венесуэлы, все чаще используют идентификационные номера демонтированных судов. В своих графиках экспорта на октябрь PDVSA указала как минимум еще два танкера, которые в базах данных по судоходству записаны как разбитые: Lion 1 и Vinland.

Согласно данным отслеживания Refinitiv Eikon, сигнал транспондера Lion 1 не регистрировался с конца 2018 года. Его владелец, компания Vega Marine Ltd-MAI, базирующаяся на Маршалловых островах, не ответила на запрос о комментарии.

По данным турецкой ассоциации переработчиков судов, Vinland прибыл в Турцию, чтобы его разобрать 15 июля. Греческая компания Dido Shipping Company SA подтвердила, что его разбирают для переработки, так как его купила аффилированная компания.

«Сейчас celyj наполовину лежит в Турции, — сообщила Дайдо в электронном письме, — ее системы и электричество отключены с июля».

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересные новости: Подпишитесь