Now Reading
Главный провал года: План Запада потерпел крах

Главный провал года: План Запада потерпел крах

В геополитическом и геоэкономическом контексте Индия для России представляет даже больший интерес, чем Китай. Да, КНР является крупнейшей экономикой мира, наша двусторонняя торговля растет (очередной рекорд установлен за 8 мес 2023 года — 155 млрд долларов), компании Поднебесной закрывают для нас потребность в важнейших товарах.

Однако рост китайской экономики себя постепенно исчерпывает. Предыдущая модель развития достигла своего потолка, теперь перед Пекином стоят задачи выработки новой модели, обеспечения технологического суверенитета и интенсивного развития внутреннего рынка.

В течение нескольких лет потенциал наращивания сотрудничества России и КНР также будет исчерпан, темпы развития этого сотрудничества замедлятся.

Но куда важнее следующий момент. Замыкаться на одного основного торгово-экономического партнера было бы глупо. Впрочем, даже в прошлом году подобного не произошло. Китай, конечно, являлся основным торгово-экономическим партнером, но далеко не единственным. Интенсивно стали развивать отношения и с другими странами и регионами.

Поэтому когда прозападные агенты влияния и либералы (чаще всего это одно и то же) пугают нас попаданием в зависимость от Китая, расценивать подобные возгласы следует исключительно как бред. Во-первых, реальной зависимости от КНР не было и нет. Во-вторых, зависимость от Запада до 2022 года была очевидной, но это либералов почему-то устраивало.

При этом необходимо диверсифицировать внешние связи. Мы не знаем, какую политику будет проводить Пекин через 15-20 лет. Останется ли он дружественной нам страной или нет — вопрос открытый. Может быть всё, что угодно.

Подобная диверсификация внешних связей идёт. И главной альтернативой Китаю все больше становится Индия.

Значение Индии на геополитической и геоэкономической карте растет с каждым годом. Это понимают все. Потенциал Запада с одной стороны и России, Китая, Ирана с другой примерно равный. И именно Индия способна склонить чашу весов в ту или иную сторону. Отсюда мы имеем постоянные попытки англосаксов рассорить Дели с Москвой/Пекином. В том числе, в рамках БРИКС:

Впрочем, все эти попытки не оканчиваются успехом. Как показал прошедший саммит БРИКС, Индия не против не только расширения объединения, но и постепенного превращения его в геополитический альянс.

Однако пока что Дели предпочитает занимать нейтральную позицию (по отношению к России — дружественный нейтралитет). Индия смотрит за развитием событий в мировой геополитике и не спешит открыто вписываться в конфликт, выжидая благоприятный момент. Впрочем, рано или поздно он произойдет. И, если всё будет развиваться по текущему сценарию, Индия уже открыто займет антиглобалистскую позицию.

Поэтому в настоящий момент Москве необходимо интенсивно развивать сотрудничество с Дели. Приведу важную цифру. К 2050 году ожидается, что Индия станет второй после Китая экономикой мира с объемом ВВП в 25-30 трлн долларов (в текущих ценах). Сейчас Индия находится на таком этапе развития, на котором был Китай 20-25 лет назад. Во второй четверти XXI века именно Индия будет расти в номинальном выражении большими темпами, чем любая другая страна мира.

До 2022 года сотрудничество России и Индии практически не развивалось. Имелись скромные темпы товарооборота в 10-13 млрд долларов, что, конечно, не соответствует объему экономик двух стран. Можно перечислить много факторов, почему мы имели такие плохие показатели. Но главная причина заключалась в нежелании как Москвы, так и Индии ускорять сотрудничество. Зачем это было нужно, когда Россия спокойно гнала углеводороды на Запад — никому понятно не было.

С прошлого года по понятным причинам торговый оборот начал кратно расти. По итогам 2022 года было 39 млрд долларов (рост в 3 раза), по итогам первого полугодия 2023 года мы уже имеем 33,5 млрд долларов:

Главный провал года: План Запада потерпел крах

90% от этих цифр составляет наш экспорт. Он представлен, в основном нефтью, нефтепродуктами и СПГ. Плюс наращиваются поставки угля и удобрений. Критиковать структуру торгового оборота, заявляя, что мы экспортируем в Индию только сырье — глупо. На текущем этапе мы работаем по тем направлениям, где результат можно получить быстро, создавая фундамент для развития уже других сфер.

Проблема с зависшими рупиями также является ситуативной. Во-первых, процесс создания нового валютного контура мировой торговли уже запущен. Во-вторых, насколько мне известно, рупии постепенно конвертируются в другую валюту и выводятся в Россию через третьи страны.

Второй этап укрепления российско-индийских связей неразрывно связан с расширением МТК «Север — Юг». По итогам прошлого года грузооборот транспортной артерии составил 8,5 млн тонн. В случае реализации запланированных инфраструктурных проектов это значение вырастет до 50-60 млн тонн к 2030 году, что позволит нарастить торговый оборот России и Индии до 120-140 млрд долларов. Причем кратно вырастет именно индийский импорт в Россию, с которым сейчас имеются проблемы.

Таким образом, на текущем этапе взаимодействие России и Индии полностью достигает необходимых целей. Примерно до 2025 года будет формироваться базис, на основе которого начнется не только экстенсивное, но и интенсивное сотрудничество с Индией. А потенциал огромен.