Now Reading
Набиуллина не справилась. Путин поручил укрепить рубль

Набиуллина не справилась. Путин поручил укрепить рубль

Вчера Владимир Путин провёл совещание по вопросам экономики. И в частности, по вопросу подготовки проекта федерального бюджета на 2024 и плановый период 2025/26 годов. Сам бюджет я разбирать пока не буду, тут всё равно нужно дождаться этапа внесения в Государственную Думу, когда будут понятны основные параметры.

Тем не менее, данное мероприятие важно тем, что Путин фактически подвёл итог предварительной работы правительства и Банка России в этом году. И если первых он хвалил и поддерживал, то что касается контура работы ЦБ, то здесь было больше критики.

К слову, интересно, что на совещании не присутствовала сама Эльвира Набиуллина. Вместо неё Центробанк представлял заместитель Алексей Заботкин. Он в последнее время часто мелькает в кадре. Присутствует на пресс-конференциях, даёт какие-то комментарии. Раньше эту роль в основном исполняла Юдаева. Но после того, как она выделилась несколькими, мягко говоря, неудачными фразами (например, о том, что интенсивный рост экономики не нужен), её уволили с должности первого заместителя Набиуллиной и перевели в советники.

222222222222222222

Так что теперь вместо Юдаевой отдувается Заботкин.

Но перейдём к сегодняшнему мероприятию. Первое, на что хотел бы обратить внимание:

Напомню, что ещё в апреле прирост ВВП на текущий год ожидался на уровне 1,2 процента. Первоначально вообще некоторые минус нам рисовали, но потом прогноз поправили — 1,2 ожидали, но по факту мы уже превзошли эту планку, а по итогам года рост ВВП может выйти на уровень 2,5, даже, может быть, больше — 2,8 процента

— Владимир Путин

Интересно, кто же нам рисовал минус и в начале этого года, и в конце предыдущего года? Кто не верил в нашу экономику и предполагал, что у нас будет все плохо? И что шансов на ускоренный рост промышленности вообще и реального сектора в частности у нас нет? А этим занимался Банк России. Я напомню, что они прогнозировали чуть ли не минус 1-1,5%.

Что, впрочем, неудивительно. Ведь они при составлении своих прогнозов отталкиваются от либерально-монетаристской теории, которая гласит, что если у нас кризис, то правительство должно сокращать государственные расходы и на всем экономить. А у нас, наоборот, правительство Мишустина ещё с 2020 года следует стратегии не сокращения, а роста государственных расходов. Таким образом, экономика поддерживалась как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Это дало свой результат и в 2020 году, и в 2022, и сейчас. И что самое главное, эта политика продолжается. Она ведёт к следующим результатам:

С хорошей динамикой повышается потребительский спрос. Уверенно прибавляет промышленность, в первую очередь за счёт обрабатывающих производств. Даже несмотря на эффект высокой базы прошлого года, продолжается рост инвестиций в основной капитал — плюс 12,6 процента год к году.

Уже говорил, что в целом стабилизируется ситуация и в части исполнения нынешнего федерального бюджета. В августе он в очередной раз исполнен с профицитом. Да, в целом пока — начиная с года — там есть небольшой дефицит, но в августе уже с профицитом, и не первый раз

— Владимир Путин

Всё это, безусловно, важно. Единственное, я бы здесь дополнил цифру плюс 6,1% — это рост обрабатывающей промышленности за январь-июль этого года. Подобное стало возможным, в том числе по той причине, которую я обозначил выше, т.е. активным государственным расходам. А та цифра, которую обозначил Путин — плюс 12,6% роста инвестиций за II квартал также является следствием как прямых вложений государства со стороны бюджета и ФНБ, так и докапитализации профильных институтов развития.

Так что все те скептики, которые (особенно до 2020 года) рассказывали, что нельзя «раздувать бюджет» и увеличивать расходы, т.к. из-за этого будет инфляция и кризис, теперь посрамлены. Потому что сейчас идут ровно противоположные действия тому, что было в 2014/15/16 годах. Вот как раз тогда у нас кризис действительно был — экономика «стукнулась» о дно. И после этого никакого подъёма и развития. Что-то более-менее ожило, когда появились нацпроекты. Да и то, как они исполнялись при предыдущем правительстве, я думаю, лучше напоминать не стоит.

Сейчас, к счастью, всё поменялось. И, самое главное, имеются хоть и осторожные, но оптимистичные предположения, что те темпы, которые мы набрали к настоящему моменту, будут сохранены. Даже вопреки политике Банка России. Так как правительство всё-таки со своего курса не сворачивает. И деньги продолжают в экономику идти.

Но идём далее. Следующая цитата Путина, на мой взгляд, самая интересная:

Конечно, очевидно, что сейчас одна из основных проблем связана с ускорением инфляции. Главный фактор здесь понятен — это ослабление рубля, и необходимо чётко понимать его причины и своевременно, не откладывая, принимать соответствующие решения

Итак, две темы — инфляция и курс национальной валюты. И за обе ответственен исключительно Банк России. Кто-то, конечно, может заявлять, что правительство якобы тоже влияет на эти показатели. Но это абсолютная чушь. Это говорят те, кто начитался либеральных методичек МВФ и воспроизводит эти тезисы. Они думают, что раз увеличили расходы бюджета до некоего «повышенного», по их мнению, уровня (хотя уровень у нас совершенно нормальный), то вот вам и инфляция. Однако это довольно примитивная логика, которая совершенно не соответствует действительности.

Экономика вещь более сложная. Если рассмотреть, куда идут бюджетные расходы, то можно обратить внимание, что деньги направляются не просто на поддержание деятельности предприятий, а для её расширения. А что такое выпуск товаров и услуг? Это дезинфляционный фактор. Когда у вас растёт предложение, у вас не будет ни роста цен, ни дефицита.

К примеру, нынешний рост цен на рынке топлива связан с налоговым регулированием, с физическим дефицитом из-за ремонта НПЗ, с уменьшением выплат по демпферу. Но никакой монетарной причины в этом нет, т.е. рост цен возник не из-за того, что у кого-то стало больше денег, и эти деньги якобы начали интенсивно пускать на покупку топлива.

То же самое касается и спроса на импорт. Если бы Банк России регулировал входящие-исходящие валютные потоки, если бы были правила по обязательной продаже валютной выручки, то валюты на внутреннем рынке было бы достаточно, чтобы удовлетворить спрос. И у нас не было бы искусственно созданного дефицита валюты, когда экспортёры просто не возвращают валютную выручку.

По итогам совещания Путин дал поручение правительству и Банку России проработать, согласовать и внедрить соответствующие механизмы для того, чтобы добиться укрепления рубля. И это, кстати говоря, не первое подобное поручение. Ранее он также поручал финансовым властям продумать соответствующие механизмы. И, кстати, поручение Путина исполнили. И, вы удивитесь, исполнил его Минфин во главе с Силуановым, который выступил с единственным верным предложением — возвратить правило обязательной продажи валютной выручки.

Но, к сожалению, Центробанк на эти меры не соглашается, а валютный контроль это их «вотчина». Минфин в рамках своих полномочий не может тут ничего самовольно подписать. Но Набиуллина говорит, что у нас рубль должен быть крепким не из-за введения каких-то мер, а из-за его стабильности. А что ж вы тогда её не обеспечиваете? У вас для этого есть все инструменты.

В общем, пока мы продолжаем видеть спор между правительством в лице Минфина и Центробанком. Надеюсь, правительство сможет ЦБ дожать. Осталось в принципе недолго ждать — будет введён обязательный возврат валютной выручки или не будет скоро станет ясно. Желаю Силуанову проявить максимальную настойчивость.

В целом, я совершенно не понимаю, почему Президент на совещаниях должен поднимать такие, казалось бы, элементарные вопросы. Которые решаются даже не на уровне правительства, а на уровне профильного департамента Банка России и Минфина. А ведь некоторые говорят: «а что же президент за девальвацией не смотрел?». Так он и не должен за ней смотреть. Это не его зона ответственности. Этот вопрос должен решаться на несколько ступеней ниже его. Точнее, этого вопроса вообще быть не должно. Он должен быть автоматически отрегулирован. Как только в ЦБ видят намечающейся дефицит валюты на рынке — необходимо постепенно ужесточать валютное регулирование.

В общем, надеюсь, поручение Президента всё-таки будет исполнено. Потому что если у нас не произойдёт укрепление рубля хотя бы до уровня 80-85, то это повлечёт за собой серьёзные последствия. И даже не только с точки зрения инфляции, но и с точки зрения роста расходов бюджета, и как следствие — замедление развития реального сектора экономики. Центробанк ставку тогда уж точно никогда не понизит.