Now Reading
Польша и 75-летие Нюрнбергского трибунала

Польша и 75-летие Нюрнбергского трибунала

Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»

Варшава решила использовать семьдесят пятую годовщину начала работы Международного военного трибунала над гитлеровскими преступниками в Нюрнберге для очередных нападок на Советский Союз и Россию.

Всё это происходит на фоне активного информационного освещения в мире Нюрнбергского процесса, ознаменовавшего позорный конец нацистской идеологии, для ознакомления нынешнего поколения с нюансами главного судебного процесса в мировой истории.

Польский институт национальной памяти (ПИНП) тоже уделяет внимание событиям в Нюрнберге осенью 1945 г., но в свойственной ему манере. Как государственная структура, учреждённая с целью истолкования в выгодном идеологическом тоне неудобных для нынешнего польского официоза моментов из истории Польши, ПИНП выразил сожаление, что в ходе судебного процесса Советскому Союзу, ни больше ни меньше, удалось уйти от ответственности за развязывание Второй мировой войны (ссылаясь на пакт Молотова – Риббентропа) и «преступления» на территории Польши.

Заявление поражает своим цинизмом. Общеизвестен факт заключения Польшей пакта с Гитлером самой первой в Европе – в 1934 г. Затем такие же пакты подписали Великобритания, Франция, Италия, Латвия, Литва, Эстония. Пакт Пилсудский – Гитлер открыл дорогу к разделу Чехословакии между Третьим рейхом и Польшей по итогам Мюнхенского сговора в 1938 г.

Варшава постоянно упрекает Москву в том, что советско-германский договор о ненападении оговаривал сферы влияния обеих государств. Но в мире не бывает договоров о ненападении без определения сфер влияния, иначе страны-подписанты не знали бы географических рамок, в которых им разрешено действовать.

Пакт Пилсудский – Гитлер точно определял зоны ответственности Варшавы и Берлина, а позже Варшава и Берлин договорились, как и когда оккупировать Чехословакию. Причём детали оккупации посол Польши в Третьем рейхе Юзеф Липский обсуждал совместно с нацистскими бонзами (Герингом и др.). Нюрнбергский трибунал приговорил рейхспротектора Богемии и Моравии обергруппенфюрера СС Вильгельма Фрика к смерти за совершённые на территории Чехословакии злодеяния. Но появление этого кровожадного типа в Чехословакии стало возможным благодаря соучастию Польши в уничтожении чехословацкой государственности – отказом прийти на помощь чехословакам и отказом пропустить через свою территорию советские войска.

На этом контакты польских властей с нацистами не закончились. Не секрет, Варшава готовилась к «дранг нах остен» вместе с Третьим рейхом и лишь благодаря тому, что при содействии Советского Союза в 1944 г. в Польше появилось антигитлеровское правительство, Польша смогла закончить войну как антифашистское, а не профашистское государство.

Считать в полной мере антифашистской Польшу до 1944 г. нельзя, поскольку до этой даты власть в стране принадлежала тем же, кто делил с Гитлером Чехословакию, а главной вооружённой силой, сопротивлявшейся гитлеровцам, была Армия Крайова (АК), которую в современной Польше изображают как героико-патриотическое явление. Однако факты свидетельствуют о том, что АК также не чуралась контактов с гитлеровцами.

«Это в интересах англичан – приступить к мобилизации сил в Европе против СССР. Ясно, что мы встанем в первых рядах этого антисоветского блока…Этот блок нельзя представить без Германии, которая будет находиться под контролем англичан», — писал главнокомандующий АК Окулицкий в тайной директиве командующему Западным округом организации «Независимость» (Niepodleglość). Англичане к тому времени проводили политику собирания и консолидации гитлеровских кадров для будущей войны с Советским Союзом, и, судя по всему, АК вполне устраивало стоять плечом к плечу с бывшими гестаповцами и эсэсовцами.

Краковский округ АК через унтерштурмфюрера СС Филиппа Ридингера (Philipp Riedinger) начал сотрудничать с гитлеровской администрацией летом 1944 г. До 1944 г. в Польше лютовала «синяя полиция» (granatowa policja) – коллаборационистское формирование, занимавшееся облавами на евреев по указанию гитлеровской администрации. Как пишет польский историк Ян Грабский в работе «На посту. Участие польской «синей» и уголовной полиции в истреблении евреев» (Jan Grabowski Na posterunku. Udział polskiej policji granatowej i kryminalnej w zagładzie Źydów), «синяя полиция» была обязательным элементом немецкой политики в еврейском вопросе, а польские полицейские часто убивали евреев по собственной инициативе .

Польский агитпроп занимается словесной эквилибристикой, пытаясь оправдать существование истреблявшей евреев «синей полиции». «Большинство поляков относились к «синей полиции» равнодушно, часто враждебно», — говорит профессор Варшавского университета Ежи Кохановский . Так и непонятно: равнодушно или враждебно?

Утверждается, что, дескать, «синие» полицейские сотрудничали с польским антифашистским подпольем (под таковым официальная Варшава признаёт только АК), поставляя секретную информацию. Кто-то, может, сотрудничал, но невозможно, чтобы немцы терпели в своих рядах польскую полицию, сплошь и рядом состоящую из спасителей евреев. Это всё равно, что объявить дивизию СС «Галичина» или РОА «хорошими» организациями на основании того, что в их рядах могли быть советские агенты.

В таком случае, организованная ПИНП дискуссия «Был ли возможен польско-немецкий союз?» в рамках цикла «Генезис Второй мировой войны» воспринимается как оговорка по Фрейду .

В 1939 г. советские войска вошли в Польшу после того, как польское государство перестало существовать, а части вермахта быстро продвигались к советской границе. Никакого советского удара в спину, как пишут польские историки, не было. Москва ждала семнадцать суток, наблюдая за войной поляков с немцами со стороны. Ведь Варшава сама отказалась подписывать с СССР договор о военной взаимопомощи, надеясь вместе с фюрером поживиться советскими территориями. Но эти факты польские историки не хотят подшить к нюрнбергскому делу.

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересные новости: Подпишитесь