Now Reading
Не поможет даже Борисов. Худший проект российской нефтяной отрасли

Не поможет даже Борисов. Худший проект российской нефтяной отрасли

Политику государства в нефтегазовой отрасли можно назвать, в целом, эффективной. Такие госкомпании как Роснефть, Газпром и т.д. показывают хороший результат. И даже в нынешний год справились с кризисом лучше, чем их зарубежные коллеги. Конечно, определенные вопросы есть. Например то, что Газпром фактически проспал развитие СПГ-отрасли. Хорошо, что этой темой еще занялся Новатэк. В противном случае по СПГ конкуренты ушли бы далеко вперед.

Тем не менее, одно направление российской политики в области нефтегаза можно назвать, по-настоящему, провальным. Сразу скажу, что оно не критичное, но достаточно неприятное

Еще с незапамятных времен сначала в Советском Союзе, а теперь и в России существует такая государственная компания как Зарубежнефть. Целью ее создание было участие государство в иностранных проектах. Поскольку Зарубежнефть появилась в СССР, то и работала она в странах социалистического лагеря. Таких как Куба, Вьетнам, Йемен, Ирак, Сирия, Индия и т.д. Компания добывала нефть, занималась переработкой, а также нефтесервисом.

После распада СССР Зарубежнефть постиг самый настоящий кризис. К настоящему моменту она влачит жалкое существование. Складывается такое впечатление, что компания просто существует на бумаге. Кроме пары небольших проектов с Вьетнамом и Кубой у Зарубежнефти ничего нет.

А ведь подобное направление, а, именно, создание специализированной компании для работы в других странах, особенно, санкционных, является очень актуальным для России. У нас из ряда вон плохо развито сотрудничество с теми государствами, которые находятся под санкциями. Как правило, в ряде из них сосредоточены большие запасы углеводородов. Это Иран, Венесуэла, Экваториальная Гвинея и т.д. Разумеется, никакая Роснефть или же частный Лукойл туда не пойдет. Это будет грозить моментальными санкциями в отношении компаний. В результате гиганты приобретут самую малость, но поставят под удар основную свою деятельность.

Та же Зарубежнефть могла бы великолепно подойти на подобную роль. Но это требует системного и комплексного подхода, а также продуманной стратегии. Что в Иране, что в Венесуэле, что в африканских странах нас ждут. Но Россия предложить ничего не может. Какие-то отдельные проекты не имеют общего плана и продуманности. В результате получается неразбериха: в Венесуэле в экстренном порядке создавали Росзарубежнефть, в Сирии работают компании с уставным капиталом в 10 тысяч рублей (Меркурий и Вилада), в Иране Россия и вовсе практически заморозила свою деятельность. Какие-то смешные объемы добывает Промсырьеимпорт, но потенциал сотрудничества с Ираном не раскрыт и на десятую часть.

К сожалению, предпосылок к тому, что Россия все же выработает подход к работе с санкционными странами, на данный момент нет. По каким-то отдельным направлениям пытается продвинуться Борисов (в частности, по сотрудничество с Сирией и Венесуэлой), но он не в силах создать нефтяного гиганта на базе Зарубежнефти. Для этого должно быть принято стратегическое решение, которое по тем или иным причинам отсутствует.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Здесь можно вспомнить венесуэльский кейс, но он является, скорее исключением из правил и личной заслугой Игоря Сечина. Благодаря Роснефти Россия смога «захватить» 70% добычи нефти в Венесуэле. Это огромные деньги, которые поступают напрямую в российский бюджет. Однако таких «Венесуэл» могло быть несколько. А для этого нужно создание санкционного гиганта. Самое обидное во всей этой истории то, что с нуля делать ничего не нужно. Есть и начальная структура (Зарубежнефть), и желание иных государств, и компетенции России в области добычи нефти. То есть, проект может быть реализован максимально легко и быстро. Но он стоит на педали тормоза.