Now Reading
Окончание Карабахской войны ударило по Грузии

Окончание Карабахской войны ударило по Грузии

Окончившаяся карабахская война стала началом процесса восстановления в регионе связей Турции с Россией и Ираном — при использовании Азербайджана и Армении.

Главное в процессе становления отношений — это изменение (а если быть точнее — снижение) статуса Грузии как страны-транспортера, активно использующей свое геополитическое положение для Турции и Азербайджана.

Как только были подписаны соглашения по Карабаху, Турция сразу объявила о начале процесса строительства в Нахичевань железной дороги и реконструкции дороги Шарур — Нахичевань — Джульфа.

Ряд турецких и азербайджанских экспертов высказывают мнение о возможности использования данного направления транспортной ветви для новых нефте- и газопроводов — помимо возобновления связи железнодорожным сообщением России, Турции и Ирана.

И тут уже начинает «ёрзать» сама Грузия, понимая, что с трассы транспортных потоков ее двигают на обочину.

Некоторые эксперты, рассуждая о восстановлении транспортных артерий в регионе между Азербайджаном и Турцией, Арменией и Россией, говорят о том, что если такие политические решения будут приняты, то это приведет к колоссальным экономическим потерям Грузии, которая была важным игроком в транспортной инфраструктуре региона.

Соответственно, помимо экономических потерь, Грузия потеряет уровень и в геополитическом отношении.

По мнению политолога Г. Хухашвили, прямой выход Азербайджана через Нахичевань в Турцию значительно ослабляет геополитическую функцию Тбилиси, так как эти страны стремятся к большей интеграции, и Грузия является единственным путем прямого сообщения.

Ниже приведены высказывания по данной теме одного из лидеров «Нацдвижения» С. Самадашвили, которое она высказала на своей официальной странице в Facebook:

«Почему-то некоторые негативно относятся к мирному соглашению между Арменией и Азербайджаном.

Однако, мне не кажется серьезным опасение о подрыве транзитных возможностей Грузии — реорганизация соответствующей инфраструктуры потребует много времени и долгосрочной стабильной среды.

Проблема грузинской экономики не в появлении альтернативных транзитных маршрутов, а в том, что в стране не происходит ни технологического развития, ни генерации современных знаний, которые сделают эту страну конкурентоспособной».

К вышесказанному можно добавить, что все это время, пока Армения была изолированной страной, Грузия «паразитировала» и использовала ситуацию в своих целях, не занимаясь собственным развитием внутри страны: не строился автобан, соединяющий восток и запад страны, не модернизировалась инфраструктура страны в целом, не улучшался и уровень качества обслуживания — всех все устраивало, и никто не делал прогнозов.

Отдельная тема — это строительство нового порта Анаклии и модернизация и расширение других.

Но, скорее всего, Грузия не сможет решить эти вопросы, чтобы опередить Турцию. Внутренние социальные и экономические проблемы, которые «съедают» страну изнутри, сильно ослабили политические позиции.

И нельзя не отметить «подготовленность» Анкары к развитию событий, которая, в сложившейся ситуации, умело строит отношения и добивается нужных ей результатов, поддерживая отношения со своими партнерами.