Dark Mode Light Mode

Кризис на заправках: как разбавленный бензин угрожает автомобилям в России

Кризис на заправках: как разбавленный бензин угрожает автомобилям в России

Российский рынок автомобильного топлива столкнулся с серьезным вызовом, который затрагивает как владельцев транспортных средств, так и автопроизводителей. Участившиеся случаи фальсификации бензина на автозаправочных станциях создают реальную угрозу для исправности автомобилей, в особенности для современных моделей китайского производства. Эта проблема заставляет по-новому взглянуть на соотношение цены и качества топлива на отечественном рынке.

Глава Союза автосервисов России Юрий Валько констатирует, что в последнее время на рынке все чаще встречается бензин низкого качества. Производители стали экономить на его качестве из-за ограничений в повышении цен, прибегая к увеличению октанового числа с использованием различных добавок. Подобные манипуляции с топливом осуществляются с целью сохранения стабильных цен, но могут иметь серьезные последствия для автомобилистов.

Технические последствия: массовые поломки современных автомобилей

Ярким индикатором проблемы стали недавние массовые поломки китайских кроссоверов Geely. Китайская компания Geely Motors подтвердила, что часть автомобилей 2025 года выпуска, ввезенных в Россию по параллельному импорту, столкнулась с неисправностью двигателей. Производитель объяснил это возможной реакцией на различия в составе российского и китайского топлива .

Сервисные центры отмечают, что часть обращений связана с детонацией и повышенным расходом топлива, а также с ошибками в электронных блоках управления двигателем. В некоторых случаях автомобили требовали полной замены мотора. Проблемы затронули несколько популярных моделей марки: Cityray, Monjaro, Boyue Pro, Tugella и Coolray.

В компании сообщили, что о проблеме знают и уже предпринимают соответствующие меры. Выход двигателя из строя может происходить из-за повышенного уровня оксидантов (веществ, которые появляются как побочный продукт переработки нефти). В российском топливе он якобы выше, чем в китайском.

Специалисты компании выяснили, что основной причиной неисправностей стала повышенная концентрация оксидантов в составе российского топлива. Эти соединения, образующиеся в процессе нефтепереработки, ускоряют деградацию компонентов двигателя и ухудшают работу системы впрыска.

Химический состав: что не так с российским топливом

По словам представителей автоконцерна Geely, российское топливо соответствует ГОСТу, но отличается по химическому составу — в частности, имеет более высокий уровень октанового числа, чем бензин, используемый в Китае . Именно это расхождение в характеристиках становится критическим для современных двигателей, рассчитанных на определенные параметры топлива.

Проблема усугубляется тем, что многие производители прибегают к увеличению октанового числа с использованием различных добавок. Такие манипуляции позволяют формально соответствовать требованиям стандартов, но негативно сказываются на работе двигателей, особенно турбированных версий, которые особенно чувствительны к качеству горючего.

Для большинства современных автомобилей, включая китайские модели, подходит бензин не ниже АИ-95. Это связано с высоким уровнем сжатия в двигателях и тонкой настройкой электроники под современные стандарты выбросов. Заливка низкооктанового топлива может вызвать детонацию и повредить поршни.

Масштабы проблемы: статистика и география

Несмотря на заявления Geely о «единичных случаях», эксперты не исключают, что масштаб проблемы может быть шире. Только в Москве за девять месяцев 2024 года было продано 11,4 тыс. автомобилей Geely, что сделало марку лидером продаж среди иномарок.

Первые сообщения о поломках начали массово появляться в автосообществах и на форумах владельцев. Это свидетельствует о системном характере проблемы, которая может затрагивать не только владельцев Geely, но и других марок, чьи двигатели адаптированы под определенные стандарты топлива.

Ситуация на самом деле двоякая. Если речь идет об автомобилях, поставленных по параллельному импорту, то вопросов нет — двигатели не адаптированы. Однако модели, официально представленные на нашем рынке, до начала продаж должны проходить адаптацию под российские условия и соответствующую сертификацию .

Реакция производителей: сервисные кампании и адаптация

Китайские производители автомобилей стремятся решить проблему путем корректировки программного обеспечения, чтобы их транспортные средства могли потреблять топливо более низкого качества. В Geemy запустили сервисную кампанию по обновлению программного обеспечения блоков управления двигателем.

В пресс-службе Geely заявили, что «подобные случаи носит единичный характер», однако признали факт технических проблем. Компания уже проводит сервисные кампании по обновлению программного обеспечения блока управления двигателем, прежде всего для моделей Monjaro.

Новая прошивка оптимизирует режимы работы силовой установки, повышая устойчивость к изменению химического состава топлива. Отмечается, что сертифицированные автомобили, поставляемые официально, проходят адаптацию под российское топливо, тогда как машины, ввезённые по параллельному импорту, таких доработок не имеют, что повышает риск поломок.

Повторение ошибок прошлого

Эксперты напоминают о ситуации, сложившейся в России в период с 2000-х по 2010-е годы, когда после заправки на некоторых АЗС автовладельцам приходилось сразу обращаться в автосервис. Нынешняя волна проблем с качеством топлива вызывает опасения о возможном повторении негативного опыта прошлых лет.

Юрий Валько отмечает, что аналогичные проблемы уже наблюдались на российском рынке, но их удалось решить за счет ужесточения контроля качества и совершенствования стандартов. Однако текущая экономическая ситуация, включая ограничения в повышении цен, создает предпосылки для возрождения старых практик фальсификации топлива.

Рекомендации для автовладельцев

В условиях сложившейся ситуации специалисты рекомендуют владельцам автомобилей, особенно современных моделей с турбированными двигателями, уделять особое внимание выбору автозаправочных станций. Предпочтение следует отдавать проверенным сетям, которые дорожат своей репутацией и обеспечивают стабильное качество топлива.

Регулярное обслуживание и своевременная замена топливных фильтров также могут помочь снизить риски, связанные с некачественным топливом. При появлении первых признаков проблем — детонации, повышенного расхода топлива, ошибок в работе двигателя — следует незамедлительно обращаться в специализированные сервисные центры.

Для большинства китайских автомобилей подходит бензин не ниже АИ-95. Это связано с высоким уровнем сжатия в двигателях и тонкой настройкой электроники под современные стандарты выхлопа. Заливка низкооктанового топлива может вызвать детонацию и повредить поршни.

Современные автомобильные технологии предъявляют высокие требования к качеству топлива, и любые отклонения от стандартов могут иметь серьезные последствия для работоспособности двигателей. Сложившаяся ситуация требует комплексного подхода — как со стороны производителей топлива, так и со стороны автопроизводителей и контролирующих органов.